МКОУ «Новокулинская СОШ № 2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Одаренные дети»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017

 

 

 

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

     А. Бебель

 

Проект «Одаренные дети»

Актуальность Проекта

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы.

Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения. В связи с этим школе необходим данный проект, включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей учащихся молодых людей, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.

 

Нормативная база:

·         Национальный проект «Образование»

·         Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы «Дети России»

·         Программа развития воспитания в системе образования России;

·         Конвенция о правах ребенка;

·         Концепция среднего образования.

·         Программа школы «Одаренные дети»

 

 

 

 

Цели Проекта:

Стратегическая цель Проекта: формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования;

Дидактическая цель Проекта – повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.

 

 

Задачи Проекта:

1.      Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех возрастных ступенях);

2.      Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;

3.      Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей «Портфолио»;

4.      Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;

5.      Разработка нормативно-правового обеспечения;

6.      Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда учащегося и учителя

 

Функциональное обеспечение проекта:

1.Права и функции директора:

·         общее руководство разработкой и реализацией проекта

·         обеспечение реализации проекта: организация, координация, контроль

 

2. Функции зам. директора по УВР и ВР:

·         определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы

·         корректировка составляющих элементов проекта

·         анализ и обобщение результатов реализации проекта

·         регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией проекта

·         организация приведения семинаров по проблемам работы с одаренными детьми

·         разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.

 

3. Функции методического совета:

·         подготовка методических рекомендаций для работы по проекту

·         определение критериев эффективности реализации проекта

·         разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми

·         координация действий учителей, работающих с одаренными детьми

 

 

4. Функции методических объединений:

·         разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету

·         разработка диагностического инструментария для успешной реализации проекта

·         подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

·         обобщение и систематизация результатов деятельности педагогов

·         обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся

·         тиражирование результатов научно-исследовательской деятельности учащихся

 

 

5. Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми:

·         организация и проведение занятий с одаренными детьми

·         разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми

·         организация индивидуальной работы с одаренными детьми

·         подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам всех уровней

·         организация и контроль за знаниями одаренных детей, выполнение программ

·         обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми

·         творческие отчеты по предмету в рамках реализации проекта «Одаренные дети»

·         подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми

 

 

Кадровое обеспечение Проекта:

Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:

·         • психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности

·         • профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учится

·         • профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту.

 

 

 

Основные направления работы:

Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей. В рамках проекта предусматривается реализация следующих направлений работы:

·         Развивающее направление – формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.

·         Координационное направление – обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.

·         Информационное направление – привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

·         Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».

·         Кадровое направление – предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

 

 

Основные мероприятия Проекта:

1.      Разработка программы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, обновление банка данных

2.      Создание постоянно – действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми (направление на курсы, семинары, аттестация и т.д.)

3.      Организация и проведение предметных олимпиад, предметных недель , конференций, творческих конкурсов и т.д.

4.      Организация научно – исследовательской деятельности учащихся в рамках: научного общества учащихся

5.      Участие в районных, областных, российских конкурсах, олимпиадах

6.      Разработка нормативно – правовых документов:

·         Положение о конкурсе «Ученик года»

·         Положения о конкурсе «Лучший спортсмен школы»

·         Положение о поддержке педагогов, творчески работающих с одаренными детьми

7.      Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных, региональных СМИ;

8.      Интеграция общего и дополнительного образования.

 

 

 

 

Этапы реализации Проекта

 

Организационный этап (2017 – 2018 учебный год) – включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

 

Этап реализации (2018 – 2019 учебный год ) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

 

Завершающий этап (2019-2020 гг.) – предполагает провести контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

 

 

 

Ожидаемые результаты реализации Проекта:

Модель одаренного ребенка – Личность:

·         здоровая физически, духовно – нравственно и социально;

·         способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

·         способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;

·         способная к саморазвитию и самообразованию;

·         обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

·         руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,

·         готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей.

 

 

Ожидаемые конечные результаты Проекта:

·         совершенствование системы работы с одаренными детьми;

·         создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

·         обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

·         стимулирование мотивации развития способностей;

формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;

·         проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;

·         функционирование школьного научного общества «Искатель»;

·         увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

регулярные публикации в средствах массовой информации.