Аннотация к Рабочей программе по биологии 5 - 9 классы Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта, Программы основного общего образования по биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2012.- 383с. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала. Содержание образования предмета - биология. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». Структура дисциплины: Общая трудоёмкость дисциплины: 5 класс Биология. Введение в биологию – 35часов в год (1 час в неделю); 6 класс Биология. Живой организм - 35 часов в год (1 час в неделю); 7 класс Биология. Многообразие живых организмов – 70 часов часа в неделю); в год (2 8 класс Биология. Человек - 70 часов в год (2 часа в неделю); 9 класс Биология. Общие закономерности – 68 часов в год (2 часа в неделю). Цель изучения дисциплины. Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: · освоение знаний закономерностях; о живой природе и присущих ей · овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическимиприборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; · развитие познавательных творческих способностей; интересов, интеллектуальных и · воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе; · использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни. Обучение ведется по учебникам: 5 класс – Биология. Введение в биологию. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2013. 6 класс – Биология. Живой организм. Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2013. 7 класс – Биология. Многообразие живых организмов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2012. 8 класс – Биология. Человек. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, М.: Дрофа, 2012. 9 класс – Биология. Общие закономерности. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2012. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Целибиологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений; -приобщение к познавательной культуре как системе ценностей; -ориентация в системе моральных норм и ценностей, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей. В качествеценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии. Основупознавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.Эстетические ценности предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии. Обучение биологии должно быть направлено на достижениеличностных результатов: -знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни; -реализация установок здорового образа жизни. Метапредметнымирезультатами освоения программы по биологии являются: -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих. Предметныерезультаты касаются познавательной, ценностно ориентированной, трудовой, физической, эстетической сфер. - Основные образовательные технологии В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного, коммуникативного, проектного, игрового, информационно- объяснительно-иллюстративного обучения и т.д. В старших классах используются и вузовские технологии обучения в школе (уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты) Требования к результатам освоения дисциплины Учащиеся в результате изучения биологии на базовом уровне должны знать /понимать: основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, экосистемах и круговорот веществ и превращения энергии в биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; уметь: объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой отрицательное и неживой природы, родство живых организмов; влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления мутагенов в организмов к среде обитания, источники окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и происхождения оценивать различные гипотезы сущности жизни, жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках , научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; Формы контроля Терминологические диктанты, тест, проверочные , лабораторные работы, опорные схемы, устное сообщение на биологическую тему. В старших классах самостоятельная работа (составление плана ответа, конспекта, подготовка реферата, доклада ) , практическая работа, зачет.