МКОУ «Новокулинская СОШ № 2»
Проект
«Одаренные дети»
2017
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель
Проект «Одаренные дети»
Актуальность Проекта
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы.
Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения. В связи с этим школе необходим данный проект, включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей учащихся молодых людей, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.
Нормативная база:
· Национальный проект «Образование»
· Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы «Дети России»
· Программа развития воспитания в системе образования России;
· Конвенция о правах ребенка;
· Концепция среднего образования.
· Программа школы «Одаренные дети»
Цели Проекта:
Стратегическая цель Проекта: формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования;
Дидактическая цель Проекта – повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.
Задачи Проекта:
1. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех возрастных ступенях);
2. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
3. Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей «Портфолио»;
4. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
5. Разработка нормативно-правового обеспечения;
6. Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда учащегося и учителя
Функциональное обеспечение проекта:
1.Права и функции директора:
· общее руководство разработкой и реализацией проекта
· обеспечение реализации проекта: организация, координация, контроль
2. Функции зам. директора по УВР и ВР:
· определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы
· корректировка составляющих элементов проекта
· анализ и обобщение результатов реализации проекта
· регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией проекта
· организация приведения семинаров по проблемам работы с одаренными детьми
· разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
3. Функции методического совета:
· подготовка методических рекомендаций для работы по проекту
· определение критериев эффективности реализации проекта
· разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми
· координация действий учителей, работающих с одаренными детьми
4. Функции методических объединений:
· разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету
· разработка диагностического инструментария для успешной реализации проекта
· подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей
· обобщение и систематизация результатов деятельности педагогов
· обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся
· тиражирование результатов научно-исследовательской деятельности учащихся
5. Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми:
· организация и проведение занятий с одаренными детьми
· разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми
· организация индивидуальной работы с одаренными детьми
· подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам всех уровней
· организация и контроль за знаниями одаренных детей, выполнение программ
· обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми
· творческие отчеты по предмету в рамках реализации проекта «Одаренные дети»
· подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми
Кадровое обеспечение Проекта:
Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:
· • психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности
· • профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учится
· • профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту.
Основные направления работы:
Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей. В рамках проекта предусматривается реализация следующих направлений работы:
· Развивающее направление – формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.
· Координационное направление – обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.
· Информационное направление – привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
· Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».
· Кадровое направление – предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Основные мероприятия Проекта:
1. Разработка программы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, обновление банка данных
2. Создание постоянно – действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми (направление на курсы, семинары, аттестация и т.д.)
3. Организация и проведение предметных олимпиад, предметных недель , конференций, творческих конкурсов и т.д.
4. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся в рамках: научного общества учащихся
5. Участие в районных, областных, российских конкурсах, олимпиадах
6. Разработка нормативно – правовых документов:
· Положение о конкурсе «Ученик года»
· Положения о конкурсе «Лучший спортсмен школы»
· Положение о поддержке педагогов, творчески работающих с одаренными детьми
7. Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных, региональных СМИ;
8. Интеграция общего и дополнительного образования.
Этапы реализации Проекта
Организационный этап (2017 – 2018 учебный год) – включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Этап реализации (2018 – 2019 учебный год ) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (2019-2020 гг.) – предполагает провести контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.
Ожидаемые результаты реализации Проекта:
Модель одаренного ребенка – Личность:
· здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
· способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
· способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
· способная к саморазвитию и самообразованию;
· обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
· руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,
· готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей.
Ожидаемые конечные результаты Проекта:
· совершенствование системы работы с одаренными детьми;
· создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
· обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
· стимулирование мотивации развития способностей;
формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
· проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
· функционирование школьного научного общества «Искатель»;
· увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
регулярные публикации в средствах массовой информации.