Основная общеобразовательная программа среднего общего образования
Описание образовательной программы
I.1.
Пояснительная записка
Основная образовательная программа
среднего общего образования (ФГОС ) (далее - ООП СОО ) разработана
Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Новокулинская СОШ №2»
имени Аметхана Султана, муниципального
района «Новолакский район» (далее - МКОУ «Новокулинская СОШ №2» имени Аметхана
Султана) в соответствии с пунктом 9 статьи 2, статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса на уровне среднего общего образования с учетом
образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
ООП СОО по ФГОС направлена на
обеспечение исполнения государственной политики в области образования и
составлена в соответствии с требованиями к соблюдению прав участников
образовательного процесса.
Основная
образовательная программа среднего общего образования МКОУ
«Новокулинская СОШ
№2» имени Аметхана Султана строится в соответствии с основными направлениями
совершенствования системы образования и ориентирована на реализацию социальных
требований к системе российского образования, выдвигаемых концепцией
модернизации образования в соответствии с ФГОС.
Целевой раздел настоящей
Программы определяет и конкретизирует назначение, цели, задачи, планируемые результаты освоения
обучающимися ООП СОО по ФГОС, способы определения достижения этих целей и
результатов, систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО
по ФГОС.
В Содержательном разделе
Программы определено содержание среднего общего образования, включены
рабочие программы по учебным предметам и курсам, используемых в образовательном
процессе на уровне среднего общего образования.
Организационный раздел
Программы включает Учебный план на два года обучения (10-11 классы),
систему условий реализации ООП СОО по ФГОС.
Процедура
выбора образовательной Программы:
-
сбор информации об удовлетворенности родителей и учащихся школы
реализуемой образовательной программой с целью изучения запросов семьи;
- сбор информации и на ее
основе анализ сформированности познавательных интересов, мотивации учения (в
течение учебного года, успеваемость по итогам учебного года, государственная
итоговая аттестация, результаты ГИА по математике, русскому языку и по
предметам по выбору);
- педагогическая диагностика и
на ее основе анализ успешности учебной деятельности (диагностическое
отслеживание, результаты промежуточной и итоговой аттестации);
-
мониторинг учебных и творческих достижений обучающихся, подтвержденных результатами олимпиад,
конкурсов, соревнований разного уровня.
Обучающиеся и их родители
(законные представители), как участники образовательного процесса, ознакомлены
с Уставом и другими нормативно-правовыми документами школы, регламентирующими
осуществление образовательного процесса в образовательном учреждении.
Целевой раздел определяет общее
назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП СОО, а также
способы достижения этих целей и результатов.
Основная образовательная программа
среднего общего образования (далее ООП СОО) Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения «Новокулинская СОШ №2» имени Аметхана Султана
определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса на уровне среднего общего образования. ООП СОО
направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и
самосовершенствование учащихся. ООП СОО обеспечивает их социальную успешность,
развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Нормативно-правовой
базой ООП СОО являются:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 30.08. 2013
№1015;
3.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10,
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированные в
Минюсте России 03 марта 2011 года №19993);
4.
Конвенция ООН о правах
ребенка, принятая 20 ноября
1989 г. (Сборник
международных договоров СССР,
1993, выпуск XLVI).;
5.
Устав МКОУ «Новокулинская СОШ №2» имени Аметхана Султана.
6.
Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, № 3, ст. 152; № 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421; 2003, № 30,
ст. 3051; 2004,
№ 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 4212; 2006, № 29, ст. 3119;
2007, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3745;
2009, № 1, ст. 1, ст. 2; № 4, ст. 445).
7.
Нормативный срок освоения Программы - 2 года.
ООП
СОО ФГОС констатирует содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования и определяет:
-
непрерывность образования между уровнями общего образования и обеспечение высокого уровня
фундаментальной и профильной подготовки выпускников;
-
уровень подготовки по определенным областям знаний в рамках профильного
обучения по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей);
-обеспечение максимально
благоприятных условий для развития личности с разносторонним интеллектом,
навыками проектно-исследовательской деятельности, высоким уровнем культуры,
готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных
программ отдельных областей знаний с учетом склонностей и сложившихся
интересов.
ООП СОО ФГОС регламентирует:
-
условия освоения образовательной программы среднего общего образования;
-
организационно-педагогические условия реализации программ среднего
общего и дополнительного образования.
Основным
условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности на уровне
среднего общего образования является:
-
создание необходимых условий для построения индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников;
-
использование современных образовательных технологий;
-
использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения, как потребностей обучения, так и личных
информационных потребностей обучающихся.
Цели и
задачи реализации основной образовательной программы среднего общего
образования
Целями реализации основной образовательной программы среднего
общего образования являются:
–
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных
планов, готовность к самоопределению;
– достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной
образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья. Достижение
поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования
предусматривает решение
следующих основных задач:
– формирование российской
гражданской идентичности обучающихся;
–
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение
родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального
народа России;
–
обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего
образования;
–
обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в
соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);
–
обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной
образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных
предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных
предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих
для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
–
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их
самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности,
социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание
значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе
через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
–
обеспечение преемственности основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
– развитие
государственно-общественного управления в образовании;
–
формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций,
осуществляющих образовательную деятельность;
–
создание условий для развития и самореализации обучающихся, для
формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной
программы среднего общего образования
Методологической
основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход, который предполагает:
– формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию;
– проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
– активную
учебно-познавательную деятельность обучающихся;
– построение образовательной
деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических,
физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа
формируется на основе системно- деятельностного подхода. В связи с этим
личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется
характером организации их деятельности, в первую очередь учебной, а процесс
функционирования образовательной организации, отраженный в основной
образовательной программе (ООП), рассматривается как совокупность следующих
взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержания образования на уровне
среднего общего образования; форм, методов, средств реализации этого содержания
(технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования
(педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей)); материальной
базы как средства системы образования, в том числе с учетом принципа
преемственности начального общего, основного общего, среднего общего,
профессионального образования, который может быть реализован как через
содержание, так и через формы, средства, технологии, методы и приемы работы.
Основная образовательная программа
при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется
на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на
создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала
личности.
Осуществление принципа
индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия
для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Основная образовательная программа
формируется с учетом психолого- педагогических особенностей развития детей
15–18 лет, связанных:
–
с формированием у обучающихся системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как
системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей
действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;
–
с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и
связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового
и операционно- технического компонентов, к учебно-профессиональной
деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления
обучающихся. Ведущее место у обучающихся
на уровне среднего
общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой
к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти
мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными;
–
с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных
и социально- проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим
проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску
учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной
образовательной траектории;
–
с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
–
с самостоятельным приобретением идентичности; повышением
требовательности к самому себе; углублением самооценки; бóльшим реализмом в
формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к
фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.
Переход обучающегося в старшую
школу совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который
отличается сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим
новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение,
построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого
образа «Я». Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее
ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами,
переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому
периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических
функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования.
Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не
столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение
своего места во взрослом мире.
Основная образовательная программа
формируется с учетом принципа демократизации, который обеспечивает формирование
и развитие демократической культуры всех участников образовательных отношений
на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности в том числе
через развитие органов государственно- общественного управления образовательной организацией.
Основная образовательная программа
формируется в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных
особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных
представителей) при получении среднего общего образования, включая
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения
обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной
организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной
социализации.
Общая характеристика
основной образовательной программы
Основная образовательная программа
среднего общего образования разработана на основе ФГОС
СОО, Конституции Российской
Федерации1,
Конвенции ООН о правах
1 Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 152;
№ 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421; 2003, № 30, ст. 3051; 2004, № 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 4212; 2006, № 29,
ст. 3119; 2007, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3745; 2009, №
1, ст. 1, ст. 2; № 4, ст. 445).
ребенка2,
учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов
Российской Федерации, обеспечивает достижение обучающимися образовательных
результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет
цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется
образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с
соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов.
Программа
содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Основная
образовательная программа содержит обязательную часть и часть,
формируемую
участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме
выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной
программы среднего общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных
потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются
учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные; внеурочная деятельность.
Организация образовательной
деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования
основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, обеспечивающих
изучение учебных предметов всех предметных областей основной
образовательной программы среднего общего образования на базовом или
углубленном уровнях (профильное обучение) основной образовательной программы
среднего общего образования
Общие подходы к организации внеурочной
деятельности
Система внеурочной деятельности
включает в себя: жизнь ученических сообществ (в то числе ученических классов,
разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных
объединений и организаций в рамках «Российского движения школьников»); курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное обеспечение
учебной деятельности; обеспечение благополучия обучающихся в пространстве
общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий.
Организация внеурочной
деятельности предусматривает возможность использования каникулярного времени,
гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и
общих коллективных дел.
Вариативность
содержания внеурочной деятельности определяется профилями обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный).
Вариативность в распределении часов на отдельные элементы внеурочной
деятельности определяется с учетом особенностей образовательных организаций.
I.2.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы среднего общего образования
I.2.1. Планируемые
личностные результаты освоения ООП
Личностные
результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию
себя:
2 Конвенция
ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. (Сборник международных
договоров СССР, 1993, выпуск XLVI).
–
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные
результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
–
российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные
результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу:
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
–
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
–
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
– оинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
–
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные
результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
–
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные
результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние
природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое
отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
–
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные
результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
–
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
–
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные
результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
–
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
–
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
–
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
–
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности;
–
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные
результаты в сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:
–
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
I.2.2. Планируемые
метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения
основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных
учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный
результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных
в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные
позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
I.2.3. Планируемые
предметные результаты освоения ООП
На уровне
среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, помимо традиционных двух
групп результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность
научиться», что ранее делалось в структуре ПООП начального и основного общего
образования, появляются еще две группы результатов: результаты базового и
углубленного уровней.
Логика
представления результатов четырех видов: «Выпускник научится – базовый
уровень», «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень»,
«Выпускник научится – углубленный уровень», «Выпускник получит возможность
научиться – углубленный уровень» – определяется следующей методологией.
Как и в основном
общем образовании, группа результатов «Выпускник научится» представляет собой
результаты, достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех
обучающихся, выбравших данный уровень обучения. Группа результатов «Выпускник
получит возможность научиться» обеспечивается учителем в отношении части
наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень
обучения. При контроле качества образования группа заданий, ориентированных на
оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит
возможность научиться», может включаться в материалы блока «Выпускник
научится». Это позволит предоставить возможность обучающимся продемонстрировать
овладение качественно иным уровнем достижений и выявлять динамику роста
численности наиболее подготовленных обучающихся.
Принципиальным отличием
результатов базового уровня от результатов углубленного уровня является их
целевая направленность. Результаты базового уровня ориентированы на общую
функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и
общего развития. Эта группа результатов предполагает:
–
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов
изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством
моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной
предметной области;
–
умение решать основные практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области;
–
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и
инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для
последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной
области, так и в смежных с ней областях. Эта группа результатов предполагает:
–
овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится
данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и
взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений,
характерных для изучаемой предметной области;
–
умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические
задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
–
наличие представлений о данной предметной области как целостной теории
(совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.
Предметные результаты базового
уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствуют предметным результатам
раздела
«Выпускник научится»
на
углубленном уровне.
Предметные результаты раздела
«Выпускник получит
возможность научиться» не выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность
их достижения должна быть предоставлена каждому обучающемуся.